Сад и огород

Огород в детском саду на участке

Огород в детском саду на участке

Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке, этот язык надо изучать.

Н. Г. Гарин-Михайловский

Наблюдая за явлениями и объектами природы, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

Дети видят вокруг себя многообразие растительного мира, но при этом остаются пассивными наблюдателями:

не зная правил ухода за растениями, особенностей влияния окружающей среды на них. Таким образом, возникла необходимость создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Вид проекта: долгосрочный, познавательно — исследовательский, групповой

Участники проекта: дети 5 лет, воспитатели, родители

Срок реализации: апрель — октябрь 2017 г.

Цель проекта: Создание благоприятных условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию огородных растений.

Задачи:

  • развивать и поддерживать интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в условиях ДОУ;
  • уточнить и систематизировать знания детей о многообразии культурных огородных растений, их отличительных особенностях, условиях жизни растений и способах ухода, о значимости овощей в жизни людей.
  • воспитывать любовь и интерес к природе, бережное отношение к растениям, к своему труду и труду других людей.
  • привлекать родителей к совместной, творческой деятельности: (изготовлению пособий, поделок, рисунков).

Предполагаемый результат:

  • Расширение знаний детей по экологической культуре;
  • Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира;
  • Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • Формирование бережного отношения к природе;
  • Развитие связной речи;
  • Формирование уважительного отношения к своему труду и труду взрослых.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Погружение в проект

Что мы хотим узнать?

У них есть корни, листья.

Овощи можно есть,

заготовки на зиму

Почему растение растёт?

Почему нужно поливать растения на огороде?

Как нам помогает солнышко выращивать овощи?

Какие условия необходимы для роста и развития растений?

Спросим у взрослых.

Прочитаем в книге.

Посмотрим познавательные программы

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

На первом этапе подобрали и изучили методическую литературу. Создали предметно развивающей среду по теме проекта. Организовали родителей в участие проектной деятельности (подготовка участка, инвентаря, семян, рассады).

2. Основной этап, направленный на реализацию проекта

Форма работы

Взаимодействие участников

1.Опыты-наблюдения: «Строение растений», «Размножение, рост, развитие растений», «Условия всхожести семян». Эксперимент-наблюдение за ростом и развитием репчатого лука в разных условиях, рассматривание глазков картофеля, укропа, помидор, кабачков, гороха и фасоли.

Дети, воспитатели, родители

Лепка: «Горох», «Дружная семейка»

Рисование: «Витамины на грядке», «Лук», «Что нам осень подарила»

Аппликация: «Консервируем овощи», «Корзинка для овощей и фруктов»

Дети, воспитатели, родители

3. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Вершки и Корешки», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощи-Фрукты», «Сад-Огород».

Дети, воспитатели, родители

4.Беседы с детьми: «Как выращивают овощи на огороде?» , «Полезные свойства лука», «Витамины для детей», «Овощи и фрукты» «Что мы знаем о картофеле», «Значение картофеля в жизни человека», «Лекарь в мундире», «Какой вырос у нас урожай?».

Дети, воспитатели, родители

5. Чтение художественной литературы: Дж. Родари «Приключения Чиполлино», Е. Жуковская «Ох уж, этот злющий лук!», загадки, пословицы и поговорки.

Дети, воспитатели, родители

6. Подвижные игры: «Горячая картошка», «Перенеси картошку», «Баба сеяла горох», «Кабачок», «Огород у нас в порядке», «Огородник», «Посади и собери картофель», «Вершки-корешки».

Дети, воспитатели, родители

7.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин овощей», «Семья», «Садовник», «Дары осени», «У бабушки в деревни».

Дети, воспитатели, родители

  1. Заключительный этап

На заключительном этапе нашей проектной деятельности мы собрали урожай овощей, подготовили огород к зимнему сезону. В детском саду была организована ежегодная ярмарка — выставка «Дары осени» с участием родителей, подготовили мультимедийную презентацию проекта. Дошкольники приняли активное участие в развлечении «Осенние посиделки».

Во время проекта у детей были сформированы представления о многообразии семян, о строении культурных растений и о том, что растения отличаются друг от друга, что для роста и развития растению необходимы свет, тепло, вода, воздух, почва. Дети научились ухаживать за растениями (поливать, рыхлить), бережно относиться к растениям и уважительное отношение к труду взрослых. Родители приняли активное участие: оказали посильную помощь в благоустройстве огорода и ухода за ним, подготовили коллекцию семян, фотоальбом «Полезные овощи на грядке»; сборник стихов, загадок, пословиц.

Предметно-пространственная развивающая среда группы обогатилась оборудованием в уголке природы, демонстрационным материалом, дидактическими играми, художественной литературой.

Оформление сада своими руками: как превратить огород в райский уголок

За семнадцать лет загородной жизни семья участницы FORUMHOUSE с ником Natali-B ни разу не собралась на пикник на участке; они ни разу не поджарили мясо на мангале. Небольшой участок целиком был занят под заурядный, неурожайный огород – а ведь не поставишь среди грядок стол.

И подходы к работе на участке были дедовскими и нетворческими, безрадостными: поглубже перекопать, почаще полоть… И когда Наталья причитала про природное земледелие и ландшафтный дизайн, это изменило жизнь всей семьи! За один сезон она переделала свой огород в цветущий сад своими руками с минимальными вложениями!

  • Приемы органического земледелия, которые улучшают почву.
  • Как переделать сад за один сезон.
  • Как создать газон за 250 рублей.
  • Оформление сада своими руками.

Сад своими руками с минимальными вложениями

Все 17 лет Наталья выращивала в огороде овощи старых сортов. На краю участка ютилась полоска «с неприхотливыми многолетниками, уродливо обложенная булыжниками», но радости от нее не было – ведь за цветами нужно было ухаживать!

Вот как все изменилось: Наталья искала информацию про то, как извести «американку» — агрессивный сорняк, который растет только на обрабатываемых землях. Прочитала про мульчирование, про сидераты, и потом несколько дней, не отрываясь от компьютера, изучала агротехнику новых овощей и современные способы обработки земли.

Весной 2016 года она не дала мужу перекапывать землю, «бормоча что-то про дождевых червей и их ходы в земле». В этом году она впервые:

  • засеяла огород горчицей;
  • сделала теплые грядки;
  • обрабатывала землю невиданным в их краях инструментом – плоскорезом;
  • мульчировала все посадки травой.

Тем, кто обрабатывает землю по старинке, понять смысл этих поступков поможет таблица.

Прием органического земледелия

Для чего выполняется

Засеять землю горчицей (люцерном, клевером или другим сидератом).

Сидераты – растения, которыми засевают свободные участки огорода и грядки после уборки урожая, а когда появится пышная зеленая масса, заделывают ее в землю. Этот прием обогащает почву азотом, рыхлит ее, подкармливает полезных червей и полезные микроорганизмы в почве.

Обрабатывать землю плоскорезом

Обработка почвы плоскорезом вместо глубокого перекапывания позволяет сохранить ее структуру и необходимые для жизни растений микроорганизмы. Работать плоскорезом гораздо проще.

Делать теплые грядки

Теплую грядку делают из слоев земли и органики. Растения в ней развиваются быстрее, не болеют, а ухаживать за ними проще.

Мульчирование – покрытие почвы мульчей, которой могут быть самые разные материалы. Защищает почву от пересыхания и роста сорняков. Сильно улучшает качество почвы.

Урожай, полученный в результате этих несложных действий, был в несколько раз выше обычного. Зима прошла за изучением темы ландшафтного дизайна, сортов растений, схем и приемов.

Сад своими руками за сезон

Весной 2017 года оказалось, что сидераты, и плоскорез и мульчирование даже за один сезон сделали свое дело: у всех соседей земля на участках была растрескавшейся, как в пустыне, а у Натальи – рыхлой и плодородной.

В этом сезоне она решилась на масштабные реформы:

  • уговорила мужа почти полностью отказаться от посадок картофеля;
  • составила план, схематично расположив на бумаге прудик, беседку, газон и клумбы;
  • разбила газон на месте грядок;
  • сделала площадку для мангала, инициировала строительство беседки.

Как на зло, весна и лето были холодными. Но к августу участок выглядел уже вот так.

Чтобы освободить место для цветов и газона, Наталья спрятала огород за дом, на участки земли, которые были целинными. Овощи посадила довольно густо, но так, чтобы они не мешали друг другу расти.

Капусту, свеклу и зелень посадила между цветов.

Помидоры черри расположила вдоль забора с соседями из рабицы, сделав из них живую изгородь. Они росли, как хотели, без пасынкования; а три ведра помидорок – это просто бонус.

Оформление сада своими руками

Этим же летом наша пользовательница сделала дорожку из деревянных спилов

и площадку для мангала:

  • расчертила круг;
  • выбрала из него землю на глубину 5-7 см;
  • засыпала собранными на участке камнями, потом гравием, потом песком.

Проект «Мини — огород в детском саду»

Среднесрочный проект для детей дошкольного возраста.

Цель: расширение и обобщение знаний о культурных растениях, которые можно вырастить, ухода за ними, осознание значимости овощей (злаков) в жизнедеятельности человека.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Мини — огород в детском саду»»

МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»»

городского округа город Шарья Костромской области

Мини — огород в детском саду

Разработала воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ детский сад №18 «Родничок»

Радость труда — могучая воспитательная сила.

В годы детства каждый ребенок должен

глубоко пережить это благородное чувство.

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами природы, это «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за растениями.

Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.

Интеграция образовательных областей: в данном проекте просматриваются все образовательные области.

Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород — это чудо — огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними

По продолжительности – среднесрочный.

По составу участников проекта – групповой.

По направленности деятельности участников проекта – познавательно-игровой.

В проекте участвуют: дети дошкольного возраста, родители воспитанников;

Цель: расширение и обобщение знаний о культурных растениях, которые можно вырастить, ухода за ними, осознание значимости овощей (злаков) в жизнедеятельности человека.

расширять и уточнять представления детей об овощных (злаковых) культурах;

учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;

развивать познавательные и творческие способности детей;

формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно- подготовительный

— Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжеты, тематические картинки, репродукции картин по теме, настольно-дидактические игры по теме, лото, картинки-пары, плакаты.

— Подбор литературы и предварительное чтение, загадки по теме, русские народные сказки.

— Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности, инструментов для работы на огороде, приобретение семян, выращивание рассады, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, операционные карты на различных этапах проекта.

— Обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями, специалистами;

— подбор необходимого материала для создания огорода;

— выявление знаний детей о жизни растений;

— составление перспективного плана.

2 Этап. Рефлексивно диагностический

Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.

3 этап. Практический

Непосредственная работа в огороде

Образовательная область «Познание»

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):

Задания и поручения на количественный счет предметов: сосчитать все овощи; сосчитать грядки, бороздки и т.д.; сосчитать сколько в корзине овощей.

Игровые задания и поручения на порядковый счет.

Игровые задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством.

Игровые задания на сравнение предметов по величине, длине, цвету и форме. Формирование целостной картины мира:

Наблюдения за сбором урожая на участках и огородах, помощь взрослым.

Просмотр видео- и фотосюжетов на темы: «Растения нашего края», «Как собирают урожай», «Как растёт хлеб», «Что нам дарит огород» и прочее.

Работа над проектом «Хлеб – всему голова»,

Беседы: «Для чего человеку овощи и злаки», «Откуда пришёл хлеб» и прочее.

Беседы, обсуждения: «В чем польза овощей?», «Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить?», «Что спрятано в хлебе»

Вопросы для обсуждения:

— Можно ли есть немытые овощи? Почему?

— Можно ли немытыми руками брать овощи и? Почему?

— «Что делают с зерном?»

Рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения.

Д/И «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника» «Где растет?», лото «Овощи и фрукты» и другие.

Сюжетно-ролевые игры — «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму», «Печём хлеб».

Проведение семейного конкурса поделок из природного материала.

Образовательная область «Речевое развитие»

Фантазии, рассказы, сказки, мини-эссе на темы: «Жила-была капуста и …», «История о корке хлеба» и другие.

Речевые игры. Копилка вопросов для обсуждения:

Где выращивают овощи? (на полях, в огородах)

На чем и где растут овощи? (на грядках, на кустиках, в земле)

Где выращивают фрукты? (в саду)

На чем вырастают фрукты? (на деревьях)

Где можно купить овощи и фрукты? (на рынке, в магазине)

Как растёт хлеб?

Речевая игра «Вершки и корешки» (морковь-корешки, помидор-вершки).

«Овощное, фруктовое и мучное»: суп — овощной, компот — фруктовый, печенье – мучное и т. д.

« Подбери слово»: к прилагательному существительные — яблочный сок, джем, пирог, компот; к существительному прилагательное — игра «Назови сок» (яблочный, морковный и прочее); игра «Назови варенье»; игра «Назови салат»и другое.

«Где спрятался звук?» (определить место звука в слове).

Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему: «Овощи — фрукты».

Примерные вопросы для интервью:

— Как вы думаете, что такое огород?

— А что такое сад?

— В чем отличие между садом и огородом?

— В чем польза овощей и фруктов для человека?

— Ваш любимый овощ? Почему?

— Зачем людям хлеб?

Составление рассказа по картине «В огороде».

Чтение сказки «Вершки и корешки», стиха Б. Заходера «Помидор».

Чтение рассказа Т. Пономаревой «Хитрое яблоко».

Заучивание загадок об овощах и фруктах.

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огурцы», русских народных сказок «Пых», «Репка», «Мужик и медведь» и других.

составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде»,

разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.

— Чтение: стихотворения — С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения — Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах

Образовательная область «Художественное творчество»

Рассматривание репродукций картин: А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной», «Натюрморт с дыней».

Рисование с «натуры» в группе: «Натюрморт с овощами и фруктами», Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры), «Части растения».

2. Лепка: коллективная композиция «Осенние дары», «Декоративное панно» (коллективная работа); «Что бывает из муки?»; «Насекомые помощники».

3. Аппликация: создание «рваного огорода» (рваная аппликация), «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».

4. Конструирование из строительного материала «Строим овощехранилище», (Зернохранилище).

Конструирование из бумаги «Корзинки для овощей».

Образовательная область «Социально – коммуникативная»

Помощь взрослым по сбору урожая на приусадебном участке, на даче, огороде.

Знакомство с особенностями труда работников полей, садов и огородов.

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: овощи и фрукты», «Готовим борщ».

Театрализованные игры: «Хозяйка однажды с базара пришла» (по стихотворению Ю. Тувим).

Труд: Посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.

Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».

Здоровье: «О пользе овощей» (беседа); «Почему у куклы болит живот?».

Образовательная область «Физическая культура»

Эстафеты с бегом: «Собираем урожай», «Разгрузи машину», «Варим борщ» и другие.

Подвижные игры: с мячом — «Назови, что это (фрукт или овощ)», с бегом — «Огуречик, огуречик» и другие.

4 этап. Заключительный

Оформление материалов проекта:

Итоговый продукт проекта:

Выставка гербариев (панно из листьев).

Выставка плодов и овощей, снопов злаковых культур.

Подведение итогов проекта «Хлеб всему голова»

— Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».

— Макет «Строение растения».

— Коллекция «Растение и его семя».

Ожидаемые результаты реализации проекта:

· Получение знаний детей о жизни растений.

· Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

· Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

· Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

· Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Кадровое обеспечение.

Участники проекта: — старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);

— дети средней и старшей группы;

— родители воспитанников (совместная деятельность);

2. Информационное обеспечение.

— наглядно-дидактические пособия, книги.

3. Материально-техническое обеспечение.

— оборудование для ухода за растениями;

1. Несоблюдение сроков реализации проекта.

2. Проблема привлечения родительской общественности.

3. Недостаточность оборудования для работы на огороде

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *