Сад и огород

С какой стороны ствола сосны выступает смола

Древесная смола

Смо́лы — отвердевшие на воздухе продукты множества растений, образующиеся в результате нормальных или патологических процессов. Смолы являются большей частью в виде аморфных масс, при нагревании сплавляются, горят коптящим пламенем, растворимы в воде, большей частью легко растворимы в спирте, эфире, не прогорают, мылятся и представляют смеси разнообразных бесцветных или окрашенных, пахучих или не обладающих никаким запахом веществ.

По химическому составу чистые смолы богаты углеродом и водородом, бедны кислородом, не включают азота.

Смолы, в которых встречается камедь, образуют группу камеде-смол (гуммигут).

Если камеде-смолы содержат эфирное масло, то такие смолы называются масло-камеде-смолы. Например, ладан обыкновенный — благовонная смола, доставляемая африканским ладанным деревом Boswellia papyrifera, индийским ладанным деревом Boswellia serrata и разными видами Cistus, или ладанника; смирнский ладан, мирра; опопанакс.

Если же камедь отсутствует, а имеется лишь смесь масла и смолы, то такие смолы называют масло-смолы, а более жидкие — бальзамы, такие, как копайский бальзам, копал, аниме (курбариловая смола), сандарак, живица и др.

Если имеется чистая смола, то есть смесь сложных спиртов, эфиров, кислот и прочего, то по характеру кислот они подразделяются на собственно смолы, не обладающие запахом: бакаутовая, или гваяковая смола, даммара, канифоль, скаммоний, шеллак, янтарь, — и смолы с ароматическими кислотами: бензойной, коричной и т. п., например, росный ладан, или бензой, стиракс, перуанский бальзам, толутанский, или толуанский бальзам, причём вещества более жидкой консистенции известны под именем бальзамов.

Смола даммарская — получается из распространённого в Ост-Индии, на Молуккских островах, на Калимантан, Яве и Суматре хвойного Dammara orientalis, из ствола и ветвей которого произвольно вытекает в больших количествах свежий прозрачный сок, застывающий через несколько дней в стекловидные прозрачные капли. Иногда для получения больших количеств даммарской смолы делаются надрезы в коре. Смола применяется для приготовления лаков, ценных своей прозрачностью и устойчивостью.

С какой стороны ствола сосны выступает смола

1.Какую опасность таит прогулка по лесу, сбор ягод и грибов? Выберите ответ:

2.В чем заключается принцип Мюнхаузена? Выберите ответ:

3.Вы находитесь на краю скалистого обрыва. Единственный путь сохранить жизнь и выполнить поставленную задачу – подняться вверх по мокрым, покрытым мхом скользким скалам. Каким из способов вы попытаетесь это сделать:

4.Находясь в лесу зимой, вы, кажется, отморозили руку. Будете ли вы

5.Вам необходимо переправиться в брод через реку с быстрым течением. Каким из предложенных способов вы будете переходить ее в выбранном вами месте:

6.Передвигаясь по тонкому льду озера, вы внезапно попали в холодную воду. Достигнув берега, вы будете

7.Вам предстоит совершить длительный переход, далеко от конечного пункта пути вы обнаружили потертости на ногах. Как вы поступите:

8.Вы укрылись в оборудованной снежной пещере. При каком пламени свечи следует беспокоиться:

9.В жаркий знойный день, совершая движение в пустыне, вы почувствовали, что язык начинает распухать из-за недостатка воды. Следует ли вам

10.Внезапно разразилась гроза. Вы видите, что приближаются интенсивные вспышки молнии. Ваши действия:

11.От дыма лесного пожара вы начинаете задыхаться, он слепит вас. Как следует поступить:

12.Вы передвигаетесь по засушливой местности и очень хотите пить. У вас полная фляга воды. Как следует поступить:

13.С какой стороны дерева, пня обычно растут мхи и лишайники? Выберите ответ:

14.С какой стороны ствола сосны выступает смола? Выберите ответ:

15.С какой стороны пней и деревьев любят строить свои жилища муравьи? Выберите ответ:

16.С какой стороны быстрее начинают созревать ягоды земляники, голубики, клюквы? Выберите ответ:

17.Где находится солнце в час дня по местному времени? Выберите ответ:

18.Какой из перечисленных способов обеззараживания воды является наиболее надежным? Выберите ответ:

19.Какой из грибов ядовит. Выберите ответ:

20.Если лед не надежен, а обойти его нет возможности, как вы будете переправляться? Выберите ответ:

21.Как определить стороны света, находясь в лесу в безлунную ночь? Выберите ответ:

22.Молодой человек интеллигентного вида подходит к вам и говорит, что является знакомым родителей и просит пустить его в квартиру, чтобы там подождать папу или маму и сделать им сюрприз. Как вы поступите? Выберите ответ:

23.Вы остались дома один. В квартиру звонят. На ваш вопрос «Кто?» отвечают: «Сантехник, необходимо перекрыть горячую воду, иначе зальет весь дом, а кран в вашей квартире». Как вы поступите? Выберите ответ:

24.Звонят в дверь, и говорят: «Телеграмма, нужно расписаться». Что вы предпримете? Выберите ответ:

25.Вы пришли домой и замечаете, что в квартире кто-то побывал. Как вы поступите? Выберите ответ:

26.Возвращаясь вечером домой, вы пойдете:

27.Подростки-хулиганы часто нападают на маленьких детей. Что вы посоветуете в данном случае детям? Выберите ответ:

28.Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Как вы поступите? Выберите ответ:

29.На улице к вам подъехала машина, и водитель стал вести себя агрессивно. Что вы будете делать? Выберите ответ:

Другие вопросы в разделе – Обж

в) включить радиоприемник, телевизор и выслушать сообщение;

г) следовать на сборный эвакуационный пункт;

д) взять необходимые продукты питания, вещи и документы;

е) вывесить на двери табличку: «В квартире жильцов нет»;

ж) выключить газ, электричество, погасить огонь в печи.

16. При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо:

а) находиться в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

б) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли;

в) двигаться по высокой траве и кустарнику;

г) избегать движения по высокой траве и кустарнику;

д) без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам;

е) принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;

ж) не принимать пищу, не пить, не курить;

з) не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.

Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и расположите их в логической последовательности.

17. При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным загрязнением местности, сложившимся в результате аварии на АЭС, вам по необходимости приходится выходить на улицу (открытую местность).

Какие санитарно-гигиенические мероприятия вы должны выполнить при возвращении в дом (квартиру)? Ваши действия и их последовательность:

а) перед входом в дом снять одежду и выбить (вытряхнуть) из нее пыль;

б) обувь ополоснуть в специальной емкости с водой, протереть влажной тканью и оставить у порога;

в) воду из емкости вылить в канализацию;

г) войдя в помещение, верхнюю одежду повесить в плотно закрывающийся шкаф;

д) верхнюю одежду повесить в специально отведенном месте у входа в дом (на улице);

е) вымыть руки и лицо;

ж) принять душ с мылом.

18. Управление ГОЧС передало сообщение об аварии на АЭС. В нём жителям района, в котором вы живете, рекомендовано покинуть свои квартиры (дома) и прийти на сборный пункт для эвакуации в безопасную зону. Родители находятся на работе. Вы располагаете временем 1,5 часа. Ваши действия и их последовательность:

а) позвонить родителям на работу и сообщить о случившемся;

б) вывесить на двери табличку об отсутствии в квартире жителей и следовать на сборный пункт;

г) выключить газ, электричество, погасить огонь в печи;

д) переодеться в чистую одежду;

е) освободить холодильник от продуктов, вынести скоропортящиеся продукты и мусор в мусоросборник;

С какой стороны ствола сосны выступает смола

Из 12 видов сосен, которые произрастают у нас, сосна обыкновенная встречается чаще всех. Обусловлено это широким ареалом сосны, ее нетребовательностью к почве и высокими характеристиками древесины.

Строение сосны обыкновенной не отличается остальных представителей хвойных и имеет корень, ствол, ветви и хвою, представленную тонкими хвоинками.

Корневая система сосны обыкновенной

Сосна имеет пластичную корневую систему. На сегодняшний день выделено 4 типа корневых систем, которые различаются по строению и форме:

  1. Мощная корневая система, состоящая из развитого стержневого корня и нескольких боковых, что типично для свежей, хорошо дренированной почвы;
  2. Мощная корневая система, представленная слабо выраженным стержневым корнем, но сильно развитыми боковыми, которые располагаются параллельно поверхности грунта. Такая корневая система типична для сухой почвы с глубоким залеганием грунтовых вод;
  3. Слабо выраженная корневая система, которая состоит исключительно из разветвленных коротких корней, проявляется на переувлажненных почвах (болотных и полуболотных);
  4. Неглубокая, но густая корневая система, представляющая своеобразную «щетку» характерна для плотной почвы с глубоким расположением грунтовой воды.

Таким образом, какие корни у сосны, зависит исключительно от характера и структуры почвы, на которой произрастает дерево. А пластичность корневой системы делает сосну необычайно ценной, предоставляя возможность производить искусственное облесение на заболоченных, бедных, сухих и других непригодных почвах. При этом стоит заметить, что расти корневая система сосны обыкновенной начинает при температуре не ниже +3°С. У представителей других хвойных пород этот показатель существенно ниже.

Ствол сосны обыкновенной

Дерево, растущее в густых посадках, имеет стройный, ровный, прямой, высокоочищенный от сучьев ствол. В изреженных насаждениях и в просторных условиях произрастания дерево получается менее высоким, а ствол – более суковатым. Кора в разных частях ствола имеет разную толщину и разный цвет. В нижней части она более толстая, от красно-бурого до почти серого цвета, бороздчатая. А в средних и верхних частях, а также на крупных ветках желтовато-красного цвета, с отслаивающимися тонкими пластинками, тонкая, почти гладкая.

Самый большой прирост по высоте происходит при благоприятных условиях в 30-летнем возрасте. К 80 годам дерево достигает 30 м в высоту.

Ветви и крона сосны обыкновенной

Форма кроны зависит от возраста. В молодости дерево имеет конусовидную крону, которая к старости приобретает широкую, округлую, иногда зонтиковидную форму.

Расположение веток у сосны мутовчатое.

Как правило, 4-5 веток расходятся веером во все стороны, расположившись вокруг ствола на одном уровне. Этаж за этажом к самой вершине поднимаются такие мутовки. При чем каждый год образуется новая. Мутовки помогают определить возраст дерева: сколько мутовок – столько лет сосне. Но определять возраст таким способом можно только у молодых деревьев. У старых экземпляров нижние мутовки отмирают и зарастают, образуя голый ствол.

Почки красновато-бурые, удлиненно-яйцевидные, остроконечные, длиной 6-12 мм, в большинстве смолистые, расположены на конце побега мутовчато вокруг конечной почки, иногда почки появляются на побегах сбоку, но ветвей не образуют. Наибольший прирост по высоте дает в благоприятных условиях в возрасте 15-30 лет, достигая к восьмидесяти годам 30м.

Хвоя сосны обыкновенной

Сосновая хвоя имеет темно-зеленый цвет. Длина хвоинок 4-7 см. Сверху они выпуклые, снизу плоские, жесткие, остроконечные. На дереве хвоинка живет 2-3 года, после чего отпадает вместе с укороченными побегами. Расположение укороченных побегов – спиральное. Они равномерно покрывают главный и боковые побеги. При этом им придается радиальная симметрия. Укороченные побеги, выходящие из пазух чешуек, представляют собой редуцированные листья. Такие чешуйки заметны только на молодых побегах.

Строение укороченного побега – сложное и хорошо различается только после распускания сосновых почек. Состоит он короткого, не более 2 мм, стебля, 2 иголок, между которыми находится спящая почка. Также укороченный побег имеет чешуйки в двух видах, которые плотно охватывают его в виде своеобразной трубки. Эти чешуйки представляют собой редуцированные листья. Заметны они лишь ранней весной на молодом побеге. Позднее – засыхают и отпадают.

Спящие почки сосны обыкновенной отпадают вместе с хвоей. Если хвоя сильно повреждена, например, поломана верхняя часть удлиненного побега или при нанесении вреда насекомыми, при повреждениях верхушечных почек спящие почки на укороченных побегах могут прорасти. В этом случае между иголками может появиться удлиненный побег. Отпадает хвоя ежегодно, но не вся сразу.

Семена сосны обыкновенной

Сосновые семена созревают к сентябрю-октябрю следующего за опылением года. При этом в течение зимы семена остаются в шишках, которые начинают раскрываться только в апреле с достижением температуры в +10°С. Однако на раскрытие шишек действует не столько температура воздуха, сколько уровень влажности. Поэтому в отдельных регионах при одинаковой температуре окружающего воздуха шишки могут начать раскрываться раньше.

Семя сосны обыкновенной созревает в разном возрасте. Зависит это от условий, в которых растет дерево. Например, отдельно стоящие сосенки могут принести семена уже в 10-летнем возрасте. А деревья, произрастающие в густых насаждениях с плотной сомкнутостью крон позже – в 25-30 лет. Количество шишек, так же, как их расположение, зависит от «пола» сосны.

Шишка – видоизмененный побег. Мужские шишки собраны в колосовидные соцветия, каждое из которых состоит из отдельно сидящих шишечек. Нижняя сторона их чешуек имеет 2 пыльцевых мешка, необходимые для созревания галоидной пыльцы. Пыльцевое зерно овальной формы. В его оболочке имеются воздушные пузырьки, благодаря чему пыльца может легко переноситься на довольно большие расстояния. На чешуйках женских шишек имеются семяпочки (семязачатки).

Репродуктивные органы сосны обыкновенной теплолюбивые. И с понижением температуры окружающего воздуха при повышении высоты местности качество семян существенно ухудшается. Опыление происходит в конце мая. В это время сосновая пыльца, разносимая ветром, попадает на семенные чешуйки, вследствие чего они склеиваются смолой. С разрастанием шишки чешуйки одревесневают. После оплодотворения пыльцевые зерна, называемое микроспорами, прорастают и образуют мужские гаметофиты. Их вегетативные клетки образуют пыльцевые трубки, а генеративные – спермии. Макроспоры образуются из семяпочек (макроспорангий) и в результате клеточного деления образуются женские гаметофиты, в которых формируется эндосперм и яйцеклетка. Зигота, которая образовалась после слияния половых клеток, дает зародыш, а семязачаток – семя. Будущие шишки изначально имеют зеленый цвет, а впоследствии становятся коричневыми. В развивающемся зародыше имеется стебелек, корешок, почки и несколько семядолей. Попадая в благоприятные условия, семена сосны обыкновенной прорастают и дают начало спорофиту – листостебельному растению.

В среднем ежегодно сосна обыкновенная дает 500-700 тысяч семян на 1 га, что меньше, по сравнению с елью, в 2 раза, а с лиственницей – в несколько раз.

Сеянцы сосны обыкновенной

Сосновые сеянцы рекомендуется выращивать на легкоглинистых и супесчаных почвах. Крайне редко – на песчаных. Высев семян осуществляют, как правило, весной, но можно и осенью.

Для этого используется ленточная схема 6-строчных посевов. Рекомендуется посевы замульчировать, покрыв их торфяной крошкой, опилками или дробленой корой хвойного дерева. На 1 п.м строки высевается 1,5 г семян. На третью неделю появляются всходы.

Обычно они с 5-7 трехгранными семядолями. Хвоинки – одиночные, спирально сидящие. Парная хвоя образуется на второй год. Такие сеянцы выращиваются в открытом грунте до 3 лет, после чего пересаживаются на постоянное место. Также можно их выращивать в пленочных теплицах на протяжении 1-2 лет.

Урок ОБЖ в 6-м классе по теме «Активный отдых на природе и безопасность»

Цели:

  1. Обобщение правил безопасного поведения во время активного отдыха на природе
  2. Развивать навыки самоконтроля при подготовке к походу.
  3. Прививать интерес к предмету, учить беречь время, воспитывать любовь к родному краю.

Вид урока: Урок обобщения и закрепления изученного материала.

Учебно-материальное обеспечение: ТСО (компьютер и проектор), карточки с заданиями для групповой работы и карточки контроля на каждого ученика, памятки.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение целей, задач урока.

Посмотрите небольшой фрагмент, и скажите, чему будет посвящен наш урок.

-Как вы думаете, для чего мы изучаем данные темы?

— Всегда ли легко применить полученные знания на практике?

-Отчего это зависит?

Сегодня мы попытаемся устранить ваши затруднения. За работу!

А урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам принять участие в игре — калейдоскоп.

-Что такое калейдоскоп? (узорник, трубки, при вращении которой узорчатые звезды из цветных стеклышек)

-При вращении нашего калейдоскопа будет высвечиваться определенный сектор, в котором вам будут даны определенные задания. Выполняя данные задания мы сможем повторить материал, проверить наши знания, применить наши знания на практике, выявим самых активных, сообразительных, с которыми не страшно будет отправится в любой поход.

Класс разбивается на 3 группы, каждая составляет отдельную команду.

Руководители групп в конце урока оценят работу членов своей группы.

2. Актуализация знаний. Сектор «Домашнее задание»

Самопрезентации учащихся по темам:

— «Пешие походы на равнинной и горной местности»

— «Проведение лыжных походов»

3. Закрепление.

Решение ситуативных задач. Вы успешно справились с домашним заданием, и теперь Вам предстоит решить ситуативные задачи. Для того чтобы Вы нашли правильное решение по выходу из сложной ситуации, Вам предлагаются памятки.

.Сектор «Веер проблем»

Ситуация № 1.

Наступил вечер, вы заблудились в лесу.

Ситуация № 2.

Во время водного похода судно перевернулось.

Ситуация № 3.

Во время лыжного похода сломалась лыжа.

4. Практическая работа

Задание № 1.

  1. Приготовить костер для приготовления пищи
  2. Собери рюкзак для похода по равнинной местности

Задание № 2.

  1. Приготовить костер для обогрева
  2. Собери рюкзак для водного похода.

Задание № 3.

  1. Приготовить костер для подачи сигнала и освещения бивака
  2. Собери рюкзак для похода в горы

5. Тестирование

Задание № 1.

1. Что необходимо сделать, прежде чем разводить костер? Выберите ответ:

а) следует дождаться хорошей погоды;
б) следует выбрать и расчистить место;
в) следует вымыть руки;
г) таких правил не существует.

2. С какой стороны пней и деревьев любят строить свои жили­ща муравьи? Выберите ответ:

а) с северной стороны;
б) с восточной стороны;
в) с западной стороны;
г) с южной стороны

Задание № 2.

1. Где категорически запрещается разжигать костер? Выберите ответ:

а) таких ограничений не существует;
б) в хвойных молодняках;
в) на участках с сухим тростником, камышом, мхом, травой;
г) на вырубках, на торфяниках, в лесу

2. С какой стороны на сосне обычно растут лишайники и мхи? Выберите ответ

а) с северной стороны;
б) с восточной стороны;
в) с западной стороны;
г) с южной стороны.

1. Какое считается лучшее топливо для костра? Выберите ответ

а) бензин, керосин;
б) молодые деревья;
в) сухостой сосны, ели;
г) валежник березы.

2. С какой стороны ствола сосны выступает смола? Выберите ответ;

а) с северной стороны;
б) с восточной стороны;
в) с западной стороны;
г) с южной стороны.

6. Рефлексия

– Скажите, ребята, а нам было ли сегодня скучно на уроке? Почему?

Молодцы! Вы ответили на все вопросы и выполнили все задания

– Какой вопрос или задание вам больше всего понравился?

Вот и подошла к концу наша игра. Чем можно измерить глубину озера, глубину мыслей, знаний? Я сегодня постарался измерить глубину Ваших знаний. А теперь посоветуйтесь и решите, кто был самым активным в сегодняшней игре.

– Спасибо всем за работу.

7. Подведение итогов.

Закончить урок я хочу словами учёного Тома Петзингера:

«Все вместе мы умнее, чем каждый из нас»

Я, думаю, вы со мной согласитесь! Все вместе мы сила! До новых встреч!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *